Для воспитателя
Применение инновационных технологий в ДОУ.Применение инновационных технологий в ДОУ. Происходящие изменения в системе образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Сегодня детскому саду нужен педагог, способный строить работу с детьми на основе прогрессивных технологий и новых программ, умело использовать инновации и новые информационные технологии. Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Даже в детском саду представить себе работу без них невозможно. Основная масса педагогов, являясь уже свободными пользователями, открывает для себя все новые и новые возможности этого «чуда техники». В прошлом веке остались рукописные образовательные программы, годовые планы и конспекты. Многие педагоги ДОУ уже освоили Приложения Microsoft Word и Excel. Но даже тех возможностей, которые данные программы могут предложить, иногда бывает недостаточно. Ведь практические материалы нужно не только отпечатать или обобщить в таблицах: чаще всего их необходимо оформить для представления на очередном конкурсе, выставке, круглом столе, методическом объединении. В этом случае нам на помощь приходит еще одно приложение Microsoft Office – программа составления мультимедийных презентаций в Power Point. Презентации в Power Point - современный интерактивный способ представления и хранения информации. Программа доступна для освоения и дальнейшей работы с ней. Она дает возможность постоянно дополнять и 3 обновлять информацию, экономит пространство при архивации и хранении практических материалов, а также позволяет создавать и архивировать практические материалы и документы на электронных носителях. Все перечисленное выше можно отнести к «плюсам». Конечно же, есть и «минусы», но их значительно меньше. Это временные затраты на создание презентаций и отсутствие достаточного количества компьютеров в дошкольном учреждении для свободного доступа к ним всех желающих педагогов. Процесс овладения информационно-коммуникационными технологиями требует человеческого фактора. Особенно остро эта проблема встаёт на дошкольной ступени образования. Ведь раннее детство - не только источник человеческой одарённости, но и период душевной ранимости, психической уязвимости. Об этом свидетельствует мировая практика реабилитации личности. Поэтому в жизнь детей дошкольного возраста вносить что-то новое следует с особой осторожностью. «Помоги, но не навреди!» - это принцип, которому нужно следовать, внедряя информационно- коммуникационные технологии в обучение детей. Успех ИКТ педагогического процесса зависит от компетентности специалистов, используемых методов, качества применяемых средств. Возникает вопрос: где, когда и как применять информационные технологии в работе музыкальных руководителей дошкольных учреждений.4 Ответ - новые информационные технологии можно и нужно применять в любом виде деятельности дошкольников: на музыкальных занятиях фронтального типа; на музыкальных занятиях индивидуального типа; на праздниках и развлечениях; в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.5 Традиционно музыкальное занятие я начинаю с музыкально- ритмических движений. Идею использования движения как средства формирования музыкальности детей выдвинул швейцарский учёный и композитор Э.Ж. Далькроз. По его мнению, ритм музыки и пластики объединяются в движение. Всё чаще использую аудиозаписи или видеозаписи (DVD), это облегчает мне работу, так как, я не сижу за фортепиано, а могу показать танцевальное движение или кого-то поправить. Новые движения я могу записать на видео, где дети смотрят красивый показ: если движения русские народные - могу надеть русский костюм с красными сапожками; если переменный шаг или вальс - то в классической чёрно - белой одежде. А на занятиях дети смотрят и стараются сделать так же. Этим я добиваюсь выразительного качественного выполнения движений, слежу за тем, чтобы дети точно передавали особенности того или иного произведения. Такой приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация передаётся в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Хороводы чаще всего проходят под народные песни, у нас в детском саду, много аудиокассет, которые подобраны по тематике; по видам 6 музыкальной деятельности. Хотя текст песен подсказывает содержание и последовательность движений, дети самостоятельно его инсценируют в соответствии с развитием сюжета, выполняя отдельные роли. Танцы обычно построены на зафиксированных движениях в определённой последовательности и построении - пары, круг, в шахматном порядке и так далее. Детям очень нравится танцевать под музыку современной эстрады. Например: «Ча-ча-ча», гр. Блестящие; «Ручки-ножки» гр. Вирус; «Буратино» музыка Рыбникова; «Чунга - Чанга» музыка Шаинского; «Аты-Баты» гр. Пламя… Восприятие музыки - это самый распространённый вид музыкальной деятельности, доступный каждому. Благодаря новым информационным технологиям эстрадная музыка звучит везде и по телевидению, и по радио, и компьютеру, магнитофону, на плеере, в мобильных телефонах; но очень мало классической музыки. Я стараюсь это восполнить. В нашей фонотеке есть много дисков, аудиокассет, видеокассет: «Щелкунчик», Спящая красавица» П.И.Чайковского, «Петя и волк» С.Прокофьева, «Топ-хлоп, малыши» Т. Сауко, А.Бурениной…Эти записи я даю родителям на выходные, что бы они дома, в спокойной обстановке просмотрели с детьми. Если ребёнок растёт в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика, и народная музыка, он, естественно, привыкает к её звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности. В моей коллекции есть аудиокассеты, которые объединены одной темой: Победой кончилась война - (песни ВОВ), диски с фотографиями и фрагментами боевых действий; Симфонический оркестр (лекция); Ценности малой Родины (лекция)- о творчестве Бийского композитора М.К. Апарнева и русском народном хоре «Голоса Сибири», а также очень много музыкальных сказок и песен из мультфильмов. Развивая у воспитанников навыки слушания, знакомлю детей с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами 7 выразительности. Ребята научились высказывать свои сопереживания, размышлять об увиденном – поэтому развивается речь, мышление, художественный вкус. Музыкальные руководители ДОУ должны иметь определённый уровень звуковой и исполнительской культуры, от которого во многом зависит эффект воспитательного воздействия на ребёнка, и быть хорошо подготовленными в области музыкознания. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. Песня - ценное средство нравственно - эстетического воспитания, благодаря единству музыкального и литературного текста. Чтобы разучить песню, мы сначала слушаем, а выучив, прослушиваем, выразительно ли она спета, как звучит. В этом нам помогает видеокамера, или аудиозапись. Знакомство детей с песней может быть спета и в караоке. Есть новый вид- беки (повтор)- ты поёшь громко, а тебе идёт подсказка тихо (подпевка), это, когда плохо знаешь слова. По мере возможности обращаюсь в кабинеты звукозаписи. Мне аранжируют детские песни, которые мне понравились из журналов: «Дошкольное воспитание», «Музыкальный руководитель», «Обруч», или для своих песен. Дети любят выступать. У нас в детском саду есть музыкальный центр и микрофоны. С каким желанием и азартом дети поют в микрофон! Здесь они получают практические навыки, ведь надо быть внимательным, во время вступать, соблюдать темп и динамику. На своих занятиях практикую ещё такой приём: записываю на аудиокассету хор детей в начале и в конце, когда песня выучена. Дети слушают себя, потом мы беседуем о темпе, о динамике, о тексте, и о качестве исполнения. По своей природе все ребята очень разные и для индивидуального подхода готовые фонограммы на компьютере могу поднять на пол тона, или, допустим, опустить на тон ниже. Поэтому дети поют, не напрягаясь, по своим физиологическим возможностям.8 К праздникам и развлечениям готовлюсь очень серьёзно - ищу в интернете стихи, песни, музыку к танцам, ведь они представляют собой наиболее яркие события в повседневной жизни детей, доставляющие радость и эстетические переживания. Такие праздники, как Масленица, День знаний, День защиты детей проходят на улице. У нас есть специальный музыкальный центр для улицы. Праздники, проводимые на улице, повышают настроение, дают положительный заряд эмоций, потому что много игр, различных персонажей, шуток, прибауток и так далее. Работая с воспитателями в течении года я применяю ИКТ, например, чтобы написать сценарий развлечения «Путешествие по сказкам», мы просмотрели на видео русские народные сказки, где играют профессионалы – артисты. После поговорили о каждом герое, о том, как их играть, и какие у них особенности. Когда роли с воспитателями разучены, снимаем всё на камеру, потом смотрим,- ведь со стороны видно все ошибки. При постановке сказки «Три поросёнка», надо было петь и танцевать, это сложно. Пение мы записали на аудиокассету, этим облегчили игру воспитателей. Сотворчество с педагогами заключается в поддержании постоянного контакта – обсуждении, уточнении совместных действий. А при постановки сказок: «Репка на новый лад»; «Теремок»; «Дюймовочка» - для характеристики и выхода каждого героя – звучал свой лейтмотив. Использовала классическую музыку: « Петя и волк» С.С.Прокофьева; «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского - Корсакого; Балет Анюта» Гаврилина; «Мазурка» М.И.Глинка и так далее. Дети прочувствованно и осознанно воспринимали музыку каждого героя, постигали выразительный смысл её языка в сравнении с языками других искусств, в дальнейшем выражали свои впечатления в различных проявлениях творчества – образное слово, рисунок, танцевальные и образные движения, театрализованные игры, спектакли и пр. 9 В компьютере, в своей папке я пишу планы, сценарии, диагностику, тексты песен, стихи, музыку, фотографии и так далее. Исходя, из выше сказанного, можно сделать вывод, что новые информационно – коммуникационные технологии дают толчок развитию новых форм и содержание традиционных видов детской деятельности: этот тезис подтверждается всем ходом работ, объединённых понятием «информация дошкольного образования». Новые информационно – коммуникационные технологии обогатили вариативные программы общественного дошкольного образования, а также средства семейного образования. Сложились устойчивые компьютерные сети в ряде регионов страны, возникли технические предпосылки спутниковой связи государственного и международного значения в области использования информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании. Помогли нам достичь стабильного, позитивного изменения в уровне развития разных аспектов личности ребёнка - дошкольника. 15 февраля 2018 в 14:53
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.